Продлить молодость можно, просто следуя правилу - «Живи и делай добро людям!»

Продлить молодость можно, просто следуя правилу - «Живи и делай добро людям!»
(опубликовано в газете "Пенсионеру в помощь" №18 от 01.05.2014г.)
Что нужно сделать, чтобы прожить счастливую, здоровую и долгую жизнь? У каждого свой секрет. Выяснить в чем заключается сила в стремлении жить, несмотря на обстоятельства, печальные или счастливые, радостные или грустные, мы решили у Анны Алексеевны Сандул, женщины 83 лет, из города Запорожье. Каков ее рецепт долголетия?

- Анна Алексеевна, расскажите нашим читателям немного о себе.
- Родилась я в тяжелые годы для Украины, голодные времена. Когда мне было 7 лет, прошла коллективизация, и мы, дети, это тоже прочувствовали, а потом в 10 лет началась война. Пришлось пережить и это страшное время! В поствоенный период не хотелось оставаться без образования и приходилось ходить далеко в школу доучиваться 10 классов. Затем поступила в Одесский Государственный университет на химический факультет. Работала сначала в школе, учителем старших классов, после уже по специальности – лаборантом в поликлинике, позже в Областном кожно-венерологическом диспансере. В 1990 году пошла на пенсию. С мужем прожили в браке 42 года, он умер 16 лет назад. Воспитали двоих сыновей, у которых есть дети, мои внучата.
- Что вдохновляло Вас жить на протяжении всех лет? Какими секретами можете поделиться?
- Если условно поделить мою жизнь на четыре этапа, то в юном возрасте – это стремление получить образование, стать специалистом в своей области, и при этом приносить пользу людям. Второй этап – это материнство, вырастить и воспитать сыновей достойными людьми, дать им образование. Третий период жизни – это появление внуков и становление меня в роли бабушки, что немаловажно. Также дать хорошее воспитание и внимание своим внучатам. Ныне же для меня величайшим вдохновением является то, что дети и внуки уже взрослые, и они приносят радость, уважают меня, помогают жить.
- Анна Алексеевна, возможно, в Вашей жизни нашлось место увлечению, которое питает душу и закаляет Дух?
- С малых лет я делаю гимнастику – зарядку и по сегодняшний день, только с меньшей нагрузкой. Увы, состояние здоровья уже не позволяет сделать ее полноценно, но наклоны и вращения головой, приседания, «ваньку-встаньку» и другое делаю. Все же стараюсь вести активный образ жизни! Благодаря физическим упражнениям, я успевала и детей растить, и дома хозяйство вести, и работать. Сейчас же зарядка дает мне состояние живости и энергии.
В период работы лаборантом в поликлинике, я была активной участницей хора – мы исполняли песни военных лет. Пение делает жизнь гармоничной и, к тому же, приносит пользу здоровью бронхо-легочной и нервной систем.
С появлением внуков, у меня появились дополнительные увлечения – отвести одного на занятие по-английскому языку, другую - на гимнастику, третьего - в спортивный кружок. Кроме этого, я любила вязать кружевные салфетки, кофточки, носочки, шарфы для всей семьи. Главным хобби и частью моей жизни является кулинария. С детства любила готовить, а позже радовать своими кулинарными изделиями мужа, детей, внуков, гостей.
- А какие блюда можно назвать Вашими «фирменными»?
- Они все практически из украинской кухни. Это и вареники, и галушки, капустняк, «вертута» - рулет с мясом, рыбой, творогом или другими начинками. Но внучка любит харчо и другого приготовления не ест (улыбается). А внуки обожают сатэ. Пожалуй, мясные зразы можно назвать «фирменным» блюдом.
- Анна Алексеевна, что Вам помогает справляться с недугами?
- Относиться к своим болезням спокойно и стараться переносить и принимать их, как этап в жизни для закаливания Духа. Однажды, я услышала интервью пловчихи Яны Клочковой, фразу которой я взяла за жизненное кредо: «Если ты хочешь в жизни чего-то достичь, не надо себя жалеть! А нужно добиваться и работать над собой». Поэтому я стараюсь не падать духом, наоборот, заставляю себя двигаться, делать больше физической работы по мере своих сил.
Другой секрет против простуд или хронических заболеваний, чем я пользуюсь и сейчас – это лечение травами. На даче я всегда выращивала разнотравье – ромашку, календулу, мяту перечную, мелиссу, лаванду, мать-и-мачеху и другие целебные растения. И с началом периода холодов, каждый день заваривала травяные чаи, настои. Теперь лекарственные растения мне приносят дети и друзья.
Продлевает жизнь и общение с природой, ухаживание за растениями, деревьями, цветами. Ты видишь, что все цветет, приносит радость и умиротворение, просто зачастую люди не обращают на это внимание. А потом же созревают плоды! Следовательно, природа дарует нам не только душевное отдохновение и энергию для жизни, но и материальное – то, что обеспечивает жизнедеятельность нашего организма, будь это кислород или сочные ягоды, ароматные овощи.
Немаловажно относится с любовью к тому, что ты делаешь! Это, пожалуй, главное условие в жизни, соблюдая которое, пребывание в этом мире превращается из обузы и тяжкой ноши в полную жизнь удовольствия, добра и света.
- Какой совет Вы могли бы дать своим сверстникам и младшим поколениям?
- Самое главное в жизни для каждого человека, отца и матери, – это вырастить детей и внуков, которые смогут принести обществу благо и пользу. Помочь им стать образованными, культурными, открытыми и искренними. Посеять зерно уважения к людям, особенно старших лет.
Помните, что здоровый образ жизни – один из ключей к позитивному настрою в жизни и долголетию. Он же влияет на качество самой жизни.
В завершении, хочу сказать, что человек должен всегда радоваться жизни, быть в  состоянии жить и работать, приносить удовольствие и себе, и окружающим. Любить людей! И напоминать себе, что в старости, посеянное раньше, обязательно  возвращается. Не зря говорят: «Что посеешь, то пожнешь». Живите и делайте добро людям! А желание жить – отсюда и проистекает.

Беседовала Эрика Аджайа

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Живая встреча в Экспериментуме Целостная Жизнь

«Человек Труда» в моде или как украинцы сказочных героев – тружеников создавали

Неправильный прикус у ребенка поддается лечению